Всестороннее развитие личности дошкольника.

Всестороннее развитие личности дошкольника средствами  изобразительной деятельности.

Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний определённой образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены. На занятиях по изобразительной деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка. В этом возрасте у детей особенно ярко проявляется тенденция к самовыражению, самоутверждению, желание выразить свое отношение к окружающему. Изобразительное творчество дает ребенку такую возможность. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность и любознательность.

Многие педагоги и психологи считают, что “Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики руки напрямую влияет на работу мозга". Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Поэтому, я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Во время проведения занятий курса "Фабрика волшебства" педагог желает: 1)Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук,

2)научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3) сформировать умение выполнять задание по образцу,

4) развить умение ориентироваться на плоскости, активизировать словарь:

5) сформировать у детей зрительно-двигательную координацию. и ловкость пальцев.

6) совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

7) развить зрительное внимание и пространственную ориентацию .

8) научит понимать и выполнять инструкции.

Задачи, которые ставит перед собой педагог во время проведения курса, это:

1) Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2) Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3) Развитие творческой активности, фантазии.

4) Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.

5) Обучение ловкости в обращении с различным материалом, тренировка мышц рук детей.

6) Воспитание усидчивости, аккуратности, доброжелательности, умения работать в коллективе и индивидуально.

Во время проведения занятий по курсу "Фабрика волшебства" педагог использует такие виды деятельности, как:

1) Рисование (гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, сепией) :

http://www.semababy.ru/fotogalleries

http://www.semababy.ru/sites/default/files/fotos/1_1.jpg

http://www.semababy.ru/sites/default/files/fotos/2_1.jpg

2) Лепка (освоение основных приёмов лепки из пластилина):

3) Аппликация ( использование цветной бумаги, природного материала, крупы):

4) Конструирование ( из цветной бумаги, картона, рулонов туалетной бумаги, прищепок оригами):

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря, высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек. Дети в процессе занятий узнают свойства и изобразительные возможности орудий (карандаша фломастера, кисти, ножниц и др.) и материалов (красок, сангины, сепии, угольного карандаша, пастели, цветных мелков и др.). Помимо традиционных техник используются и нетрадиционные. Такие, как аппликация из салфеток и обрывная аппликация, пластилинография, и работы с нетрадиционными материалами.

Аппликация из салфеток:

Я считаю особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

Пластилинография:

С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Обрывная аппликация:

Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества.

Использование нестандартных материалов (Скорлупа от фисташек, ватные диски, спичечные коробки, нитки, природный материал):

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию у детей творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и пространственной организации. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.

Автор статьи: Лёвкина Ольга Владимировна, педагог творческих направлений ДЦ Сёма Отрадное.

<